Телефонный опрос

Телефонне опитування

Телефонный опрос, или анкетирование по телефону — один из самых популярных методов опроса в социологии, применяемых для сбора данных, как от населения в целом, так и от конкретной целевой группы. В процессе телефонного опроса специально подготовленные интервьюеры используют базы номеров для сбора информации от респондентов.

Использование телефонных опросов целесообразно в случаях, когда необходимо получить данные от общей совокупности населения на территории Украины. Также телефонные опросы широко используются для опроса конкретных респондентов – жителей конкретного района, города, области; представителей какой-либо профессии и т. д. (так называемая «целевая выборка»).   

Метод телефонного опроса имеет свои преимущества и недостатки.

Анкетирование по телефону: плюсы и минусы

1. Доступность (+)

Проведение телефонных опросов является одним из наиболее доступных методов количественных опросов. Согласно данным Государственной службы статистики Украины на начало 2020 года в Украине насчитывалось около 55 млн абонентов мобильной связи и около 4 млн абонентов домашней фиксированной телефонной связи. Благодаря более чем 100% покрытию телефонной связью телефонный соцопрос можно провести даже в самых отдаленных районах Украины. В то же время уменьшение количества абонентов фиксированной связи усложняет проведение телефонных опросов через стационарные телефоны. Для опроса абонентов мобильных операторов связи требуется подготовительный этап и наличие баз номеров потенциальных респондентов.

2. Высокий контроль качества (+)

Перед проведением телефонных опросов интервьюеры проходят специальный инструктаж. Вопросы респондентам должны задаваться единообразным образом, способствуя точности в получении ответов. Телефонные интервью записываются, что позволяет аналитикам впоследствии более детально изучить отношение респондентов к спорным вопросам.

3. Анонимность (+)

Благодаря используемому при проведении телефонных опросов методу случайного отбора телефонных номеров обеспечивается высокий уровень анонимности респондентов, которые хотят сохранить свое мнение на условиях конфиденциальности. Это способствует точности в ответах, особенно в спорных темах.

4. Быстрая обработка данных (+)

Телефонные интервью с использованием компьютера (CATI — Computer Assisted Telephone Interview) позволяет более быстро обрабатывать данные, собранные в ходе телефонного опроса. Интервьюеры вбивают ответы в специально подготовленные формы, которые не требуют последующей расшифровки, как в случае с бумажными анкетами.

5. Ограниченность интервью по времени (–)

Поскольку телефонные опросы могут прерывать личное время респондентов, собеседования по телефону должны продолжаться не более 15 минут. Поэтому открытые вопросы, для которых необходимы длительные ответы, лучше заменить на несколько закрытых вопросов.

6. Нежелание респондентов отвечать на вопросы (–)

Многие люди не принимают вызовы с неизвестных номеров, либо услышав о проведении опроса кладут телефонную трубку. Поэтому телефонные опросы должны быть максимально релевантными для исследуемой аудитории, а анкета составлена таким образом, чтобы респонденты не прекращали опрос посреди интервью.

Отдел телефонных опросов «Центра прикладных исследований» обладает обширным опытом проведения исследований в различных сферах – от опросов общественного мнения, потребителей продуктов, экспертных интервью в различных регионах Украины. Заказать проведение телефонного опроса вы можете по телефону, или написав нам на адрес электронной почты.