Анкетный опрос (анкетирование) является самым популярным видом количественного социологического исследования. Грамотно составленный анкетный опрос позволяет найти ответы на большинство вопросов заказчика и предоставить качественную информацию для анализа. Наиболее востребованными сегодня являются анкетные опросы для социологических маркетинговых и политических исследований.
С развитием современных технологий появилось много новых методов анкетирования, таких как онлайн-опрос. Эти методы дешевле классического уличного опроса в формате индивидуального интервью (face-to-face), но точность полученных данных меньше в связи со сложностью составления репрезентативной выборки.
Выборка для анкетного опроса
При составлении выборки для уличного анкетного опроса за основу берутся статистические данные населенного пункта в котором проводится опрос, так называемая генеральная совокупность. В идеале, для получения объективной информации надо опросить 2,5% населения. Так, если город в котором проводиться опрос насчитывает 1 млн. жителей то для абсолютно объективных данных необходимо опросить 25 тыс. респондентов.
В масштабных анкетных опросах в городах-миллионниках или во всей стране используется многоступенчатая поло-возрастная квотная выборка, которая позволяет с небольшой погрешностью от 2 до 5% получать необходимые результаты при минимальном количестве опрошенных респондентов.
По опыту компании «Центр прикладных исследований» достаточно опросить 2100 респондентов, чтобы получить достоверную информацию в таких городах как Киев, Харьков, Днепр или Одесса, и даже всей стране. При проведении всеукраинского опроса очень важно соблюдать географический фактор, охватывать все виды населенных пунктов, а не только крупные города — тогда результаты опроса будут репрезентативны. При таком опросе погрешность выборки не превышает 3%, так же можно использовать дополнительные критерии: профессиональный, географический, языковой, национальный и так далее для опроса более узкой специфической аудитории.
При проведении интернет или телефонных опросов крайне сложно составить правильную выборку, так как, точно не известна генеральная совокупность респондентов их поло-возрастные и прочие характеристики. Такие виды опроса можно применять в маркетинговых исследованиях имея базу данных клиентов для получения обратной связи и необходимой информации о клиентах и потенциальных клиентах.
Собственная разработка Центра прикладных исследований позволяет с помощью онлайн опросов находить схожую аудиторию, определять ее предпочтения и поведенческие характеристики, как в маркетинговых так и в политических кампаниях. Например проведя опрос и анализ пользователей социальной сети Фейсбук (Facebook) в определенной географической точке (город, район, округ, страна), аналитики «Центра прикладных исследований» могут выявить всех потенциальных сторонников и противников того или иного кандидата или политической партии, фирмы или бренда, написать стратегию для взаимодействия с выявленными аудиториями.
Составление анкеты для социологического или маркетингового опроса
Важнейшим элементом анкетного опроса является составление анкеты. Существует множество видов анкет с различными типами вопросов. Выделяют открытые и закрытые вопросы для анкеты: открытый вопрос не предполагает вариантов ответа, закрытый вариант дает четкие варианты, тем не менее в закрытом вопросе в большинстве случаев присутствует так называемый «свой вариант», что также является открытым вопросом.
Анкета социологического исследования должна максимально исключать субъективный фактор и навязывание своего мнения респонденту. Распространенным явлением является манипуляция общественным мнением при проведении анкетного опроса. Для такой манипуляции в опроснике на первое место ставят фамилию нужного кандидата, выделяют ее более крупным шрифтом, не ставят в варианты ответа нежелательных кандидатов, формулируют варианты ответов некорректно, меняют местами вопросы в анкете. Все эти уловки позволяют получить нужный заказчику результат при формальном соблюдении методологии.
К сожалению, таких примеров очень много в Украине, особенно это касается публичных опросов в предвыборный период, которые активно публикуются в СМИ, читая такие опросы надо обязательно обращать внимание на заказчика, методологию проведения и репутацию социологического агентства.
Часто социологические опросы используются в рекламных целях или для агитации. Интервьюеры в таких опросах активно навязывают свою позицию и неприкрыто агитируют за торговую марку или кандидата. Такие действия — это скорее реклама, а не социология, их нельзя считать действительно социологическим опросом. При классическом анкетном опросе интервьюер обязан быть нейтральным, четко фиксировать ответы респондента, не подталкивать его/её к «правильному» ответу и не навязывать свое мнение.
Залогом качественного социологического исследования является правильно составленная анкета, точно просчитанная выборка, опыт интервьюера, контроль за полевым этапом исследования, качественная обработка результатов исследования, и финальная стадия — аналитический отчет с рекомендациями. Отчет по результатам социологического или маркетингового опроса должен базироваться на максимально достоверных данных и давать ответы на все вопросы заказчика, предлагать рекомендации для решения поставленных в исследовании задач.
Правильно проведенный анкетный вопрос позволит: определить рейтинг кандидата или партии, составить портрет потенциального избирателя/покупателя, оценить узнаваемость торговой марки/бренда/продукта, определить эффективные каналы коммуникации с целевой аудиторией, выявить основные проблемы респондентов и пути их решения, оценить отношение респондентов к тому или иному явлению, личности, продукту и многое другое. С помощью опроса покупателей можно выяснить их потребности в новом продукте, оценить качество магазина, товара или услуги. Опрос сотрудников позволит выявить их реальное отношение к фирме, коллегам, их мотивацию и скрытое недовольство, которое они не могут высказать руководству.
Анкетные опросы применяются в самых разных сферах, от политики, до маркетинга, главное условие качественного опроса это профессионализм и незаангажированность социологов. При соблюдении этих критериев заказчик получит ответы на все свои вопросы и эффективное руководство к действию для решения стоящих перед ним задач.
Опросы в конфликтных зонах
Отдельно следует выделить так называемые «конфликтные» опросы. Это опросы среди респондентов которые негативно и зачастую агрессивно настроены по отношению к заказчику. Ярким примером такого исследования является социологическое исследование «Отношение населения к разведке, разработке и добыче нетрадиционного газа в Донецкой области» по заказу компании «Шелл» в Украине, которые «Центр прикладных исследований» проводил в 2013 и 2015 годах. Население данных районов крайне негативно относилось к перспективам добычи сланцевого газа на их территории, одно лишь упоминание этого вопроса вызывало откровенную агрессию. В 2015 году дополнительной сложностью стала российская агрессия на Востоке Украины, боевые действия проходили в непосредственной близости (около 30 километров) от мест проведения опроса. «Конфликтные» опросы требуют от организаторов опроса особых навыков и предосторожностей для получения нужной информации.
С 24 февраля 2022 года, начала полномасштабного российского вторжения в Украину, «Центр прикладных исследований» проводит регулярные исследования в прифронтовой зоне.
Вы можете заказать исследование, заполнив удобную форму-бриф.
Заполнить бриф для исследования: