24 июля 2018 г. в пресс-центре ИА «Интерфакс-Украина» было представлено независимое социологическое исследование проведенное «Центром прикладных исследований» — «Политическое лидерство: какими украинцы видят потенциальных участников президентской предвыборной гонки».
Исследовательский проект реализован под эгидой общественного аналитического центра «Практика власти» в партнерстве с социологической компанией «Центр прикладных исследований». Исследование является независимым, выполненным для удовлетворения научного и общественного интереса, профинансированным за свой счет think tank «Практика власти».
Параметры всеукраинского исследования, проведенного консалтинговой компанией «Центр прикладных исследований»:
Независимое self-financed исследования;
Выборка: вся Украина, кроме проблемных территорий (2100 респондентов);
Стандартизированное интервью face-to-face, средняя продолжительность — 18 минут;
Статистическая погрешность — в пределах 3%;
Период проведения исследования: 25 мая — 5 июня 2018;
Юрий Щедрин, представитель «Центра прикладных исследований» подчеркнул: «Измерение президентских рейтингов задолго до будущих выборов и реального начала избирательных кампаний всех потенциальных кандидатов традиционно дает малоинформативные результаты. В лучшем случае, это позволяют утолить жажду знаний исследователей, в худшем — служат целям политического пиара. А использованная в этом исследовании трехмерная методология (сила, ум и эмпатия населения к политикам) позволяет по-новому посмотреть на украинский политический дискурс».
Исследование позволило определить отношение населения Украины к ведущим политикам, их ожидания от работы политических деятелей, стереотипы восприятия и общие тенденции электоральных настроений. Исходя из полученных данных, более 60% избирателей хотят видеть в первую очередь честного, ответственного и компетентного политика. Об этом свидетельствуют самые популярные ответы: неподкупный, принципиальный, справедливый — 65,7%, выполняет свои обещания — 65,4%, компетентный в том, о чем говорит — 60%. В то же время, по этим критериям, ни один из потенциальных участников президентской избирательной гонки не имеет высоких результатов в глазах избирателей. По осям координат 3D-модели по этим параметрам тройки лидеры разные, но показатели везде низкие:
«Выполняет свои обещания» ( «Сила») Юлия Тимошенко — 5,8%, Анатолий Гриценко — 5,4%, Владимир Зеленский — 5%;
«Разбирается в том, о чем говорит» ( «Ум») Юлия Тимошенко — 4,9%, Анатолий Гриценко — 4,1%, Петр Порошенко — 4%;
«Неподкупный, принципиальный, справедливый» ( «Эмпатия») Юлия Тимошенко — 5,5%, Анатолий Гриценко — 5,2%, Владимир Зеленский — 4,5%.
3D-модель для мировых политиков
В рамках исследования также использовался метод исторических аналогий: 3D-модель была применена к ряду политических деятелей прошлого — как культовых мировых политиков, так и украинских, а также в некоторые современных влиятельных иностранных политиков.
Маргарет Тэтчер для украинских избирателей является эталонным примером« двумерного »политика, где сила и ум сбалансированы. А к «трехмерности» наиболее близок Джон Кеннеди. Его значения по каждому вектору достаточно весомы, а образ сбалансирован. Все возрастные группы видят в нем свои сильные стороны: молодежь ему симпатизирует, люди среднего возраста считают сильным, а пожилые — умным.
Наиболее опасной выявленной тенденцией Юрий Щедрин назвал когнитивный диссонанс в общественном сознании. Большинство респондентов противоречит себе, например, в оценке качеств политического лидера. Высокий запрос на популистов и «сильную руку», что в перспективе может привести к росту рейтингов маргинальных политических сил и дальнейшей дестабилизации политической ситуации.