Предвыборная кампания в социальной сети Facebook: развенчание мифов

Компания «Центр прикладных исследований», предоставляющая услуги политического SMM — продвижения страниц и профилей в социальных сетях (Facebook, Twitter, Instagram) во время предвыборной (избирательной) кампании, подготовила материал, в котором развенчиваются мифы, связанные с ведением политических кампаний в Facebook

МИФ 1. Подписчики в Facebook не проголосуют за меня на выборах 

Так и будет, если не заниматься кампанией системно. Благодаря росту количества пользователей Facebook в Украине, более трети потенциальных избирателей уже зарегистрированы в этой социальной сети.

Следовательно охват упорядоченной по сегментам аудитории на определенном округе составит 30-50% от потенциальных избирателей. Предвыборная кампания в Facebook повысит узнаваемость кандидата и партии, привлечет потенциальных сторонников, увеличит количество подписчиков страницы, создаст положительный имидж.

7-10% от этой аудитории – совершат действие в социальной сети Facebook (лайк, шер, комментариий). Данные этих людей затем станут основой для расширенной рекламной кампании на основе big-data (look-a-like аудиторий).

По результам месячной компании определяются сторонники кандидата и партии, на которых затем ведется кампания по ретаргатингу для получения голосов на выборах.

МИФ 2. Зачем нужен Facebook? Ведь 100% результат дают только «сетки» и «гречка»…

Кроме криминальной ответственности за подкуп на выборах, не стоит забывать, что меняется и украинский избиратель. Еще пару лет назад политтехнологи не верили, что Facebook можно эффективно использовать для предвыборных кампаний. Однако сейчас, соотношению финансовых затрат и получаемому результату, Фейсбук один из наиболее эффективных каналов коммуникации с избирателем.

Почему так? Ситуация кардинально изменилась после запрета российской социальной сети Вконтакте.  Состоянием на конец 2018 г. количество Фейсбук-пользователей в Украине составляет 15 млн. человек. Из них – 58% — женщины, и 42% мужчины. Если брать крупные города, то картина следующая:

  • Киев – 2 — 2,5 млн.
  • Одесса – 500 – 600 тыс.
  • Харьков – 500 – 600 тыс.
  • Львов – 350 – 400 тыс.
  • Днепр – 350 – 400 тыс.
  • Винница – 200 – 250 тыс.
  • Николаев – 150 – 200 тыс.
  • Кривой Рог – 150-200 тыс.
  • Полтава – 100-150 тыс .
  • Черкассы – 100 – 150 тыс.

И как раз в крупных городах, где избиратель уже пресыщен билбордами  и ситилайтами, Фейсбук может стать недорогим и результативным способом предвыборной кампании.

МИФ 3. Фейсбуку все равно не тягаться с телевизором

Если даже Facebook пока и не победил телевизор, социальные сети имеют важное преимущество.  Восприятие человеком информации характеризуется спецификой избирательности внимания. Это явление заключается в том, что лучше всего воспринимаются те информационные сообщения, которые согласуются с его взглядами и, соответственно, избегаются несовместимые. Такое избирательное отношение к информации приводит к укреплению уже сложившихся убеждений индивида на правильность его политических и иных предпочтений.

Фейсбук является ресурсом получения информации высокого уровня доверия (мнение друзей, единомышленников, новостная лента). Фейсбук идеально подходит для политического ориентирования аудитории без четко определенных политических взглядов. Социальная сеть позволяет проводить целевые рекламные кампании, направленные именно на определенную аудиторию в зависимости от демографических, географических критериев, а также личностных характеристик.

Уже сейчас благодаря Фейсбук можно охватывать аудиторию в сотни тысяч человек, за относительно небольшие деньги. Ниже пример кампании «Центра прикладных исследований» по распространению видео-обращения кандидата с резонансным заявлением.

МИФ 4. Политическая реклама в Фейсбуке уже всем надоела

Действительно, в последние месяцы практически все ведущие украинские политики запустили рекламные кампании в Facebook. У Петра Порошенко, в среднем в день идет по 10 рекламных компаний, у Юлии Тимошенко — 25, у Андрея Садового — 9.

В рекламном объявлении легко увидеть, как настроен таргетинг большинства рекламных постов у этих политиков — в 90% случаев это население Украины от 18 лет и старше. Подобный таргетинг — бездумный слив бюджета.

Компания «Центр прикладных исследований» предлагает использовать методику, использованную на президентских выборах США в 2012 и 2016 гг. — доносить различные политические месседжи различным аудиториям.

Фейсбук позволяет максимально точно определить мотивацию определенной аудитории, учитывая предпочтения и интересы, которые определяют проблемы и вопросы, которые интересуют. Таким образом, можно выделить конкретные группы для таргетированной рекламы, которые учитывают личностные особенности, мотивы поведения, жизненные ценности, поведенческие установки и даже вероисповедание.

Компания «Центр прикладных исследований» выделила четыре основные категории аудиторий, присущих украинскому Фейсбук-сегменту:

  • Ориентированные на конфликт личности (около 20% аудитории)
  • Ориентированные на нужды человека (около 15% аудитории)
  • Ориентированные на развлечения и получение удовольствия (около 40% аудитории)
  • Ориентированные на духовные ценности (около 25% аудитории)

Любой кандидат может наиболее эффективно доносить месседжи для максимум двух категорий. Расширение электоральной базы происходит за счет таргетирования дополнительной аудитории и поддержания внимания к основной аудитории.

Как пример, можно привести аудитории ведущих украинских политиков:

Юлия Тимошенко – ориентированные на нужды/ориентированные на духовные ценности – упор делается на экономические и социальные вопросы, рынок земли. Использует религиозную риторику для повышения доверия избирателей.

Петр Порошенко – конфликтно-ориентированные/ориентированные на развлечение – преобладают патриотические месседжи, противостояние с РФ. Подчеркиваются успехи и достижения Украины. Намеренно поддевает руководство России в публичных выступлениях. Благодаря получению Томоса расширяет свою аудиторию за счет категории ориентированных на духовные ценности.

Олег Ляшко – ориентированные на нужды/ориентированные на развлечение – использует в риторике вопросы социальной сферы, при этом намеренно делает эпатажные поступки и действия.

МИФ 5. Facebook эффективен только в крупных городах

На самом деле, методика может быть использована в любом населенном пункте Украины благодаря инструментам микро-таргетирования аудитории Facebook, в том числе по геолокации и демографическими данным:

  • с помощью базы мобильных телефонов и электронных адресов существует возможность таргетирования определенных аудиторий;
  • с помощью геолокации можно охватить население ОТГ, определенного района города, всего города, района, области или всей страны.

Существует два мотивационных способа  использования таргетирования:

  • общие новости о кандидате, объективный информационный фон политической кампании подаются с разными акцентами в зависимости от предпочтений аудитории. 
  • Создание собственных новостей, месседжей, информационных поводов под конкретную категорию аудитории.

Таким образом, для эффективной избирательной кампании в сети Facebook необходимо сделать следующие шаги.

Деятельность во время избирательной кампании

  1. Анализ и сегментация Фейсбук-аудитории на определенной территории, создание профилей избирателей (сбор информации о демографии, интересах, материальном статусе,политических предпочтениях, каналах коммуникации, мотивации для голосования)потенциальных избирателей  для таргетирования месседжей.
  2. Написание и подготовка месседжей для сегментированных аудиторий.
  3. Создание сети комментаторов и распространителей информации о кандидате и политической силе.
  4. Создание каналов коммуникации с сегментированной аудиторией (Facebook-таргетирование,e-mail рассылка, сообщения в мессенджерах, распространение видео-контента).
  5. Сбор массива информации о пользователях для наполнения системы big-data на определенной территории, определение активистов.
  6. Создание и использование базы мобильных телефонов и электронных адресов потенциальных избирателей и привязанных к ним аккаунтов в Фейсбук, и мессенджеров.
  7. Ведение кампании в социальных сетях для мобилизации, агитации или демотивации (потенциальный электорат политической силы-оппонента) избирателей, которые не определились.

Для заказа наших услуг, или если у Вас есть какие-либо вопросы звоните +38 050 563 49 89 или пишите на электронную почту — polls@cpd.com.ua